Рабочая программа по физике 10 класс

Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).

Автор программы: Г.Я.Мякишев

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2004 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования.

 

Технология обучения

 

         В курс физики 10 класса входят следующие разделы:

1.     Механика

2.     Молекулярная физика. Тепловые явления

3.     Основы электродинамики.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики, закон Кулона, законы Ома.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·        Классноурочная система

·        Лабораторные и практические занятия.

·        Применение мультимедийного материала.

·        Решение экспериментальных задач.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

         Учащиеся должны знать и уметь:

Механика

         Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.

         Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.

         Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

         Молекулярная физика

         Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.

         Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I и II закон термодинамики.

         Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.

         Электродинамика

         Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.

         Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.

         Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.

 

Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

 

Содержание

 

Механика

Кинематика. Механическое движение. Материаль­ная точка. Относительность механического движе­ния. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямо­линейное движение с постоянном ускорением. Сво­бодное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Основное утверждение механики. Пер­вый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип от­носительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирно­го тяготения. Первая космическая скорость. Сила тя­жести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Ру­ка. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энер­гия. Закон сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодейст­вия молекул. Строение газообразных, жидких и твер­дых тел. Тепловое движение молекул. Основное урав­нение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения моле­кул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера сред­ней кинетической энергии молекул. Измерение ско­ростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двига­телей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Крис­таллические и аморфные тела.

Электродинамика

Электростатика. Электрический заряд и элемен­тарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напря­женность электрического поля. Принцип суперпози­ции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроем­кость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.      

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электриче­ские цепи. Последовательное и параллельное соеди­нения проводников. Работа и мощность тока. Элек­тродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электри­ческий ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупро­водников, р—п переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Элект­рический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п

Название раздела

№ урока

Тема урока

Опорные понятия

Актуализирующие понятия

контроль

Дата проведения

1.

Механика

1

Векторные величины. Действия над векторами.

 

Вектор

 

 

2

Способы описания движения.

Система отсчета, перемещение

 

 

 

3

Скорость равномерного прямолинейного движения.

Мгновенная скорость.

Мгновенная скорость, сложение скоростей

Скорость, механическое движение.

Скорость

 

 

4, 5

Ускорение

Скорость при движении с постоянным ускорением.

v=v0+at

 

Ускорение, координата

 

 

6

Свободное падение тел.

Падение тела, опыт Галилея

Сам. работа

 

7,8

Движение тела по окружности.

, центростремительное ускорение

Равномерное движение

 

 

9

I закон Ньютона

ИСО, I закон Ньютона

Поступательное движение, материальная точка, инерция

 

 

10, 11, 12

Сила . II закон Ньютона.

III закон Ньютона

Сила, F=ma

F1=-F2

Ускорение, взаимодействие, масса

Взаимодействие

тест

 

13, 14

Сила всемирного тяготения.

Сила, взаимодействие

 

 

15, 16

Сила тяжести и вес. Невесомость.

F=mg

P=m(g-a)

P=m(g+a)

Сила тяжести, вес

 

 

17

Сила упругости

Закон Гука F=-kx

Деформация

 

 

18

Сила трения

 

F=μN, виды трения

Трение

Сам. работа

 

19, 20

Закон сохранения импульса.

Импульс, импульс тела и силы, закон сохранения импульса

Второй закон Ньютона

 

 

21

Реактивное движение

Ракета

Импульс,  ИСП

 

 

22

Работа силы. Мощность

A=FScosα

N=A/t

 

 

 

23

Кинетическая энергия.

Энергия , работа

 

 

24

Потенциальная энергия.

E=mgh

Работа силы тяжести

 

 

25, 26

Закон сохранения энергии.

Ek+Ep=const

 

 

 

27

Контрольная работа

 

 

 

 

2

Молекулярная физика.

28

Основные положения МКТ

Броуновское движение.

Основные положения МКТ, тепловое движение

Броуновское движение.

Диффузия

 

 

29, 30

Идеальный газ в МКТ.

Основное уравнение МКТ

Идеальный газ

Газ

Идеальный газ

 

 

31, 32

Температура. Тепловое равновесие.

Абсолютная температура.

Температура, теплообмен.

p=nkT

T=t+273

Шкала Цельсия

 

 

33, 34

Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы

Уравнение Менделеева-Клайперона.

изопроцесс

Идеальный газ,

Уравнение Клайперона

Сам. работа

 

35

Контрольная работа

 

 

 

 

36

Насыщенный пар

Кипение. Критическая температура.

Насыщенный пар

Кипение, критическая температура,

Парообразование, испарение

Парообразование

 

 

37,38

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел

Кристалл, аморфные тела, анизотропия, изотропность

 

 

 

39

Контрольная работа

 

 

 

 

40

Внутренняя энергия

Кинетическая энергия газа, закон сохранения энергии.

 

 

41

Работа в термодинамике.

A=p∆V, работа газа

Работа

тест

 

42, 43

I закон термодинамики и его применение к изопроцессам.

∆U=A+Q, вечный двигатель I рода, адиабатный процесс

изопроцессы

 

 

44

II закон термодинамики

II закон термодинамики, вечный двигатель II рода.

 

 

 

45

Тепловой двигатель. КПД.

, цикл Карно

Тепловой двигатель

 

 

46

Контрольная работа

 

 

 

 

3

Электродинамика

47

Электрический заряд

Закон Кулона

Электрический заряд

Закон Кулона

Электрон

Заряд, взаимодействие, сила

 

 

48

Электрическое поле. Напряженность

Электрическое поле, напряженность, близкодействие, действие на расстоянии

 

 

 

49

Проводники в электростат. поле

Диэлектрики в электростат. поле

Поляризация, диполь

Проводники, электрическое поле

Электрическое поле

 

 

50

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле.

A=qEd

Потенциальная энергия, работа, напряженность

 

 

51

Потенциал электростат. поля. Разность потенциалов.

 

Потенциал, разность потенциалов, напряжение

E=U/d

Напряженность, энергия, работа

Напряжение, напряженность

 

 

52

Решение задач

 

 

Тест

 

53

Электроемкость. Конденсатор.

Электроемкость, конденсатор, C=q/U

емкость

 

 

54

Энергия заряженного конденсатора

Потенциальная энергия

 

 

55

Контрольная работа.

 

 

 

 

4

Законы постоянного тока.

56

Электрический ток.

Сила тока, I=q/t

Электрический ток, источники тока

 

 

57

Соединения проводников

Параллельное и последовательное соединение

Закон Ома для участка цепи

 

 

58

Лабораторная работа

 

 

 

 

59

Работа и мощность тока.

ЭДС

A=IUt

P=IU

,

сторонние силы

P=A/t

 

 

60

Закон Ома для полной цепи.

Закон Ома для полной цепи.

Закон Ома для участка цепи

Сам. работа

 

61

Контрольная работа

 

 

 

 

5

Электрический ток в различных средах.

62

Электрическая проводимость металлов.

Зависимость сопротивления от температуры.

ρ =ρ0(1+αt)

 

Электрический ток, электрон

сопротивление

 

 

63

Электрический ток в полупроводниках

Примесная проводимость п/п

Полупроводник, собственная проводимость

n- типа

p-типа,

донор., акцептор. проводимость

 

 

 

64

П/п диод. Транзистор

Диод, транзистор

 

 

 

65

Электрический ток в вакууме.

Анод, катод

 

Сам. работа

 

66

Электрический ток в жидкостях.

электролиз

 

 

 

67

Электрический ток в газах.

Газовый разряд, самостоятельный разряд, плазма

 

 

 

68

Контрольная работа

 

 

 

 

Отключи рекламу         Закажи сайт!